?

Log in

No account? Create an account

Изменяю своим привычкам


Previous Entry Share Flag Next Entry
Моноколесо
eucariot
Вот уже месяца три прошло с тех пор, как я катаюсь на этом чуде современной транспортной техники.
Экстремальный минимализм. Одно колесо под ногами, которое доставит наездника в любую точку города.


Он заменяет мне машину, автобус и метро.
Вставая на уже изрядно потрёпанные педальки, я испытываю ни с чем не сравнимое окрыляющее чувство лёгкости и ловкости.

В три раза быстрее бегущего человека, сравнимо в городских коридорах с громоздкими, неуклюжими четырёхколёсными печами по сжиганию топлива, так же классно, как велосипед, только не потеешь словно лошадь на скачках.


Когда я впервые сел за руль автомобиля, мне казалось фантастической возможность лёгкими движениями управлять такой огромной машиной. Она слушалась моих ног, впрыскивая воздушно-топливную смесь в цилиндры и сжимая тормозные колодки вокруг отполированного диска, она подчинялась моим рукам, двигая поршень гидроусилителя (когда он у меня появился вместе с первой иномаркой).

И это чувство до сих пор не покидает меня, когда по нажатию кнопки я открываю багажник или включаю круиз-контроль и уже даже делать ничего не нужно, чтобы машина ехала.

Но гораздо более глубокая связь возникает между наездником и колесом. Им управляешь всем телом. Любой изгиб, любой поворот головы ведёт к смещению центра тяжести и изменению траектории. Наклоны вперёд и назад находят мгновенный отклик в скорости вращения мотор-колеса.

Контроллер размером с ладошку вычисляет нехитрую математическую модель, аргументами которой являются угол наклона педалей относительно горизонта, динамику его изменения, текущую скорость и её порог, заданный в приложении.

Въезжая в толпу людей, плавно откидываешься назад, сбрасывая скорость до 2-3 км/ч, чтобы даже юркие молниеносные дети не могли подскочить под него, ловишь изумлённые взгляды, заглядываешь в открытые из-за отвисшей челюсти рты, даёшь пятюню особо открытым товарищам и даришь улыбку тем, кто не может удержаться от криков "Смотри, смотри!"

А как только зона повышенного внимания позади, можно поднять руку кулаком вверх и ускориться до привычных 30 км/ч, только догадываясь, какие эмоции это вызывает у публики сзади.

Внимание, не кончается никогда. Кто-то смущённо поглядывает исподлобья, кто-то по-тихоньку следует за мной на машине, разглядывая новинку, кто-то пристраивается рядом на велосипеде и расспрашивает о характеристиках. Несколько раз народ не стеснялся попросить прокатиться. А я давал.



Маневренность выше только у идущего человека. По принципу управления очень похоже на сноуборд - в основном оно следует за центром тяжести, но на небольшой скорости можно и развернуть его ногами на месте, чтобы объехать сложное препятствие.

Принцип поддержания равновесия примерно такой же, как на велосипеде, только нужно помнить ещё и о продольном балансе, не только поперечном.

Чем выше скорость, тем проще держать равновесие - принцип гироскопа в действии




То есть колесо подкатывается под центр тяжести. Это примерно как шаг - мы переносим центр тяжести, падаем, но предотвращаем падение подставленной ногой.

Кому-то требуется 1-2 дня, чтобы научиться на нём ездить, мне потребовалось чуть больше часа, а моему брату, который на ты с мототехникой хватило 30 минут.

Ну дальше совсем сухие факты

Максимальная скорость - 30 км/ч

Что происходит при достижении лимита? Колесо сначала предупреждает звуковыми сигналами, потом перестаёт увеличивать скорость, поддерживая её чуть ниже предела, и в конце концов начинает поднимать педали, делая наклон вперёд неудобным.

Пробег на одной зарядке - 25-27 км.

Что влияет на дальность пробега? Вес ездока, скорость езды, температура окружающей среды, поверхность покрытия, накаченность камеры.

Время зарядки - 3-5 часов

Что происходит, если садится батарея? Колесо снижает предел скорости и начинает пищать всё раньше, да так, что это слышно через наушники и начинает раздражать окружающих. Когда ему уже совсем невмоготу, задирает педали вплоть до 40-50 градусов, что приходится с него спешиваться.

Доводить до такой глубокой разрядки не надо.

Что произойдёт если я попробую наклонить колесо на земле? Оно не даст этого сделать - электроника определяет малейшие отклонения от горизонта и подстраивает скорость мотор-колеса, поэтому оно будет всегда в одном положении.

А если поднять его в воздух? Не имея опоры, а соответственно и возможности выровняться, оно начнёт раскручиваться до безумной скорости, что-то порядка 50-60 км/ч, нещадно пищать, алармируя о неизбежной аварии, а затем выключается.

Как его переносить? У всех колёс есть ручка. У некоторых - выдвижная, как у чемодана: подъехал к перекрёстку - спрыгнул, достал ручку - прокатил его по зебре, сложил ручку - запрыгнул и покатил. У меня такая есть.

Для переноса по ступенькам колесо поднимают за ручку. У некоторых есть кнопка под ней - когда поднимаешь колесо - оно временно выключается и не раскручивается в воздухе. У меня такой нет - у меня раскручивается, однако можно наловчиться брать его так, чтобы оно сохраняло горизонтальную позицию. Правда долго это положение сохранить сложно.

Можно ли спрыгивать и запрыгивать на поребрики? Да. Я могу спрыгнуть с 10-12 см, а запрыгнуть на 5-7.

Готова ли городская инфраструктура к этому чуду? Нет. Например, Новосибирск, в большинстве своём не готов ни к моноколёсам, ни к велосипедам.

Не везде есть пандусы, не везде тротуары плоские, после дождя зачастую стоят лужи, порой приходится двигаться по краю проезжей части, а это крайне опасно, потому что при попытке взглянуть назад легко потерять курс и увести колесо в центр полосы.

Однако передвигаться по городу можно. Так я первоначальное время дороги до работы с 60 минут скоратил до 35.

Как правильно на нём стоять? Ноги слегка согнуты в коленях. Лодыжки прижаты к нижним подушкам, голени - к верхним. То есть как бы держите ногами колесо. Носки немного свисают с педалей - так меньше напрягаются ноги.

Как учиться ездить на колесе?

Вариант нумбер 1. Вдоль стеночки, придерживаясь за неё.

Нумбер 2. На площадке для воркаута, маневрируя между столбами. Этот вариант хороше тем, что всегда есть за что держаться, и можно крутиться воруг них, не спускаясь с колеса.

Нумбер 3. Стартовать от стеночкии сразу пытаться ехать независимо. Быстрее, чем первый способ.

Нумбер 4. Взять лыжные или трекинговые палки - они будут вашими ногами на первое время. Когда научитесь - можно ампутировать. Но выглядит это слегка нелепо.



На первых порах возьмите ремень или верёвку, привяжите один конец к ручке, другой держите в своих руках. Падения будут, спрыгивать вы тоже ещё не умеете. Важно, чтобы колесо не укатилось в толпу детсадовцев.

Это выглядит так, словно вы вышли на прогулку со своим питомцем, но лучше недельку смотреться глупо, чем всю жизнь жалеть, что оно ребёнку сломало ногу.



Внутреннее устройство лаконично:


  • Контроллер

  • Батарея аккумуляторов

  • Мотор-колесо

  • Педали

  • Периферия (кнопички, лампочки, динамички, блютузик, ручка).




Из всего этого пожалуй, интересно только мотор-колесо. Оно в сборе, то есть и ротор и статор спрятаны внутри защищённого металлического корпуса самого колеса, наружу торчат только два проводка - силовой и сигнальный. По первому подаётся питание на мотор, по второму телеметрия и управляющие данные.



А если серьёзно:



Амортизации нет - только надувная камера под покрышкой и колени наездника.

Про аккумы
Установлена батарея обычных аккумуляторов, поэтому в случае деградации заменить - не проблема.

А вот с чем проблема - так это с доставкой. Если вздумаете сами везти - одумайтесь. В багаж его не примут, потому что аккумуляторы вообще туда не берут, а на борт не пустят. Например, у Аэрофлота ограничение в 160 Втч, при том, что у моноколёс как минимум 250.

Разборка

Разборке посвящено много видосов и пара статей в рунетах. В целом ничего сложного нет.



1. Вытащить все четыре светодиодные плашки - под ними по четыре винта.
2. Отогнуть края у нижних подушечек. В каждом углу по винтику.
3. Под верхними подушечками тоже по четыре винта. Лучше тоже полностью подушку не отрывать, а отогнуть верхний край.
4. Отщёлкнуть все крепления по периметру боковых панелей.
5. Отключить динамики
6. Снять боковые панели
7. Отключить кабели, идущие в недра мотор-колеса.
8. Вытащите колесо.
9. Вы прекрасны!


Камера

Установлена почти обычная камера на 14", которую можно найти в любом магазине мототехника. За исключением одного "НО!" - СОСОК.

Сосок на родной камере загнут вдоль камеры не просто так. У обычной камеры же сосок торчит на 3-4 см внутрь. Когда вы её установите в колесо, он будет направлен вовне колеса и так же будет торчать на 3 см и ЗАДЕВАТЬ ЗА КОРПУС.

Поэтому лучше купить нормальную камеру, а не как я - подпиливать надфилем сосок.

Надо помнить, что диаметр колеса довольно маленький, вес оно должно выдержать до 120 кг, соответственно корд очень жёсткий, поэтому снять покрышку - не за хлебом сходить - запаситесь бортировками, терпением и копилкой для матов.


Снятие ограничения скорости

Знайте, что 20 км/ч - это абсолютно некомфортная скорость. Уже через пару дней, как вы научитесь ездить, это начнёт раздражать.

30 км/ч - очень даже удобно, если из шеи растёт коробка с мозгами. И всё же на длинных прямых участках хотелось бы побольше - 35.

На кингсонгах стоит программное ограничение скорости. Чтобы его снять, нужно поставить приложение и подключиться к колесу по блютус.

Дальше можно выбрать режим подстветки, отключить к чертям голос на колесе и убрать ограничение.

Для этого потребуется ввести код авторизации. "Хакнуть" колесо можно через программулинку на гитхабе. А вот инструкция.

Проблемы

Их две, пожалуй. Но они не проблемы, а особенности поведения. Не баг, но фича.

1. При низком заряде поведение колеса чуть менее предсказуемое. При больших неровностях на дороге наблюдает лёгкое покачивание, когда колесо адаптируется к условиям. То есть сначала вперёд под действием угла наклона, потом сразу назад из-за ограничения скорости.

Легко к этому привыкаешь.

2. Продавливание колеса. Очень интересный феномен, который я на себе испытал дважды.

Один из самых эффектных трюков на колесе, а вместе с тем и очень приятный - при медленном движении максимально наклониться вперёд и резко ускориться. Это примерно, как на трёхлитровой камрюхе резко педаль в пол.

Но есть тут собака. Любой дивгатель имеет предел нагрузок. При очень резком наклоне, магниты уже не могут удержать колесо от прокручивания, а давать большой ток для компенсации нельзя, чтобы не повредить обмотки. И что делает колесо? Выключает мотор.

Поэтому возможна вполне реальная перспектива на скорости в 10-15 км/ч слететь с него, а потом, если повезёт убегать от него метров 10, а если нет, распластаться тут же, и стать взлётной (а, может, и посадочной) полосой для 15-килограммовой болванки, летящей сзади.

Пара таких падений учит тому, что разгоняться нужно с умеренным ускорением, а у колеса есть характер и нельзя слепо доверять своему пятидневному опыту. Ну а после инцидента можно со спокойной душой и дрожащими коленями ехать дальшне, не разгоняясь больше 15 км/ч во избежение.



Как выбрать колесо
Вот такой вопрос.

Первое и самое главное - не экономьте. На 30 км/ч ваше здоровье и жизнь зависит от китайских программистов, микроэлектронщиков и слесарей на заводах.

Контроллер должен исправно подгонять колесо под центр тяжести.
Компоненты должны быть хорошего качества, годно припаяны.


Колесо - это не тупой гирик - оно не для развлечения - это средство передвижения, поэтому батареи должно хватать хотя бы на 20-25 км. Учитывая, что в спецификации обычно цифры указаны для лабораторных тестов, где божественная сущность двигалась без ускорений по идеально ровной поверхности при нормальных условиях, отнимайте от неё 20-30%.

Скорость ниже 25 км/ч - это чистое наказание, сродни средневековой пытке, когда на темечко в течение часов падали капли воды. Как бы много это вам ни казалось, когда вы читаете эти строки, вы лопните от негодования через четыре дня владения.



Высота педалей
Имеет большое значение. Чем ниже, тем устойчивей. Чем ниже, тем больше радиус поворота. Чем ниже, тем проще научиться. Чем ниже, тем хуже манёвренность. У КС14Д - то, что надо. Очень редко мне не хватает радиуса, а ездить по прямой максимально комфортно.

Свистки и дудки - по вкусу. Скажу только, что светодиодные ленты только кажутся такими убогими сначала. На самом деле они придают такой космически-притягательный вид системе наездник-колесо, особенно ночью, что я даже не стал их выключать.

Хочу электричку. Что выбрать: гироскутер, сигвей/минисигвей, электросамокат, электровелосипед, моноколесо, Тесла?
Я расположил их в порядке возрастания серьёзности. Причём разрыв между колесом и теслой, меньше, чем между гироскутером и колесом.
И так, забудьте о гироскутере. Это непрактично, это опасно, то быстро надоест.
Это такая штука для развлечений по 5-10 минут в день, только если у вас нет банды на гириках, которая держит в страхе район.
За проходимость 4 балла (по 100 бальной шкале). В лесу - умрёт, на лежачем полицейском - умрёт. На подъёме в 30 градусов - умрёт.
За безопасность 3 (по ней же). На спуске и подъёме - вылетит из под ног. На ровной поверхности - вылетит из под ног, на ямке - слетите нафиг. Башке хана.
За практичность - 5 из 100. Таскать на себе 10 кг - так себе фитнес. Десяточку до работы на 20-30 минут не сделаешь. На кой он нужен?

Сигвей/минисигвей. Имеет право на жизнь. Безопасен, надёжен, но непрактичен. Для прогулок по микрорайону и дорожкам, широким тропинкам в лесопарке прокатит.

Электросамокат - ну, норм. Его даже как-то можно вкоряжить в общественный транспорт под прицелами злобных глаз тех, кого вы пачкаете своими колёсами.
Скорость средняя, проходимость средняя, взрослый человек выглядит несолидно.

Вел получше тем, что скорость всё-таки побольше, если сядет аккум. Ну и цель мотора там помочь на подъёмах, а не снять с наездника необходимость педалить.
Думаю, его нужно рассматривать совсем отдельно и сравнивать с обычными велосипедами, а не с прочим электротранспортом.

Моноколесо. Компактно. Оно уделает всех предыдущих сабжей в плане и скорости и горки, на которую может подняться, и маневренности, и крутости и впечатления на толпы зрителей, и новизны, и технологичности.
Легко запрыгнуть и спрыгнуть => легко преодолевать перекрёстки. Легко тягать по лестницам. Во время дождя не забрызгает одежду. Площадь опоры очень маленькая, поэтому объезд препятствий - одно удовольствие.
Только дорого. И с поребриков не напрыгаешься.
Ну от поклонника колеса сложно услышать аргументы за другие средства :)

На последок: самый большой форум по электротранспорту так и называется: http://electrotransport.ru/ussr/index.php