eucariot (eucariot) wrote,
eucariot
eucariot

Categories:

Урок понимания времени

Я считаю, что в младших классах школы нужно ввести предмет "понимание времени".

Там нужно объяснять, почему в сутках 24 часа, а на аналоговых часах только 12.

Почему после 12 идёт 1, но это 13, и почему после 23 идёт 0, а не 24.

Почему для больших единиц (часов) - маленькая стрелка, а для маленьких (минут) - большая. И почему мы не видим, как они двигаются, но они двигаются.

Не очень сложно будет объяснить, что в минуте 60 секунд, а в часе 60 минут. Чуть сложнее, почему если секундной нет, минутная всё равно движется. Но как тогда отсчитывать секунды?

Почему для большой стрелки 1 - это 5, а 12 - 0.

И как объяснить, что когда маленькая стрелка между 5 и 6, а большая на 6 - это полшестого, и это то же самое что 5:30. Но ещё это может быть 17:30.

Примерно на этом шаге ребёнку может прийти понимание, что на самом деле значит фраза "по часовой стрелке". Однако надо не забыть объяснить, почему именно "по часовой", а не "по минутной" или "по секундной". Самые смышлёные могут тут задать вопрос, почему стрелки крутятся "направо" (предполагаем, что смышлёные дети к этому моменту уже знают, где право, где лево).

Когда это они поймут, можно рассказать про четверть и без четверти, бездесьти и безпяти.

Скорее всего, многократно во время курса у детей будет возникать вопрос - "зачем всё это, если существуют цифровые часы, мы же не пользуемся сегодня солнечными!". И скорее всего, учитель не найдётся, что ответить на него, ибо сам до конца не понимает. Но объяснить что секундная стрелка в них превратилась в мигающее двоеточие придётся.

И после всего этого можно уже вводить тяжёлую технику. Почему в разных месяцах разное количество дней и что за "правило костяшек".

Почему в феврале не 30, а 28 дней. Но не всегда - раз в 4 года - 29.

Зачем недели, если есть месяцы, почему недель в месяце всегда неровно. Почему в неделе 7 дней и что такое будни, почему есть два выходных дня и куда в них выходят.

Как так получилось, что до суток( кстати, чем отличается от дней - тоже важно) мы используем часы, а потом появляется совсем уж непонятный календарь.

К третьему курсу уже должна быть физическая база, почему день сменяется ночью и они в течение года меняют свою длительность. Здесь уместно рассказать о днях равноденствия и солнцестояния.

Должны быть так же готовы ответы на вопросы вида "Сегодня ведь уже 1 марта, почему ещё зима и снег не растаял", "почему Новый Год не в начале зимы или весны, а где-то посередине", "почему мы празднуем Новый Год два раза" и "как понять старый новый год - так он всё-таки старый или новый?"

Заканчиваем обучение ребёнка переходом на летнее время и обратно.

Нужно ещё очень аккуратно объяснить, что есть страны, в которых нет 13-23, но есть AM, PM, есть Южное полушарие, где с временами года всё наоборот, есть полюса, где день больше, чем сутки есть линия перемены дат. Можно на продлёнке или факультативе рассказывать про UTC, GMT, часовые пояса и linux time.

Не получится также обойти стороной вопрос записи дат. И если с фразой "1 апреля 2021-го года" всё вполне понятно, то, даже учитывая знание того, что месяца не только имеют имя, но ещё и нумеруются, запись "04/01/2021" - коварна как сам дьявол - где-то это 4 января, а где-то первое апреля. А можно (и что более правильно) записать совсем в другом порядке: "2021.01.04". Кстати, разделителем может быть ещё и дефис. Ну и конечно, сокращение года до двух последних цифр и связанные с этим проблемы. И я полагаю, что где-то в самом начале курса уже должно быть рассказано, откуда идёт исчисление лет, что 2020 лет прошло с рождения некого мифического персонажа, а не с рождения нашей Земли или Вселенной. Ну и записывать 1.04.14000002021 - не очень удобно, конечно же. Поэтому у нас есть ещё другая шкала - "до нашей эры" словно до этого была эра динозавров, или что ещё хуже "до рождества христова". И на этой шкале время считается в обратную сторону - оно убывает, когда идёт вперёд.

Про то, что в записи 2021 означает что фактически прошло 2020, а 2021-й только идёт следует рассказывать только если об этом спросят.

Если в конце 5-го года обучения остаётся время до экзаменов и каникул, то можно упомянуть про такую единицу измерения времени как века. С тем, что это 100 лет, всё вполне понятно. А вот с тем, что они считаются зачастую не арабскими, а римскими цифрами, придётся смириться.

И упаси бог учителей упомянуть о релятивистском характере времени и пространственно-временном континууме.
Subscribe

  • Вещи не такие, какими мы их видим

    В окно Овертона постучались. Это и отвлекло меня от ледяной чашки Петри, наполненной до краёв Царской водкой. Я выглянул - это была она - Демон…

  • linkmeetup

    1 июля состоится грандиозный митап, который организуем мы - linkmeup Проекту в этом году исполнится 10 лет. В июне выйдет 100-й выпуск классического…

  • Хильда

    Если вы уже на три раза посмотрели "Гравити Фолз" (и ещё два на английском), а теперь в мучительных поисках чем же занять мучительно долгие вечера с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments